Регистрация / Вход

Возможности участия торгово-промышленных палат в реализации миграционной политики Российской Федерации

06.12.2017 Возможности участия торгово-промышленных палат в реализации миграционной политики Российской Федерации

Данное исследование подготовлено Юлией Назаровой  проректором МИМОП ТПП РФ, ответственным секретарем Совета по профессиональным квалификациям торговой, внешнеторговой и по отдельным видам предпринимательской и экономической деятельности

Общие сведения

Согласно данным МВД РФ ежегодно (в период 2014-2016 гг.) в Россию въезжают около 22 млн.иностранных граждан и лиц без гражданства из 238 стран мира, выезжают около 16 млн.человек. Таким образом, существует положительная динамика прибывших в Россию мигрантов, по оценкам экспертов миграционный пророст будет носить долгосрочный характер.

В 2016 году поставлено на миграционный учет 14 337 084 ИГ и ЛБГ (по странам выхода):

Таблица 1

Таблица 1.jpg


Сведения по трудовой миграции

По сведениям 2016 года наиболее крупные поставщики рабочей силы в Россию – страны СНГ: Узбекистан, Таджикистан, Украина, Киргизия, Республика Молдова. Из других стран мира больше всего рабочей силы прибывает из Китая, Северной Кореи (КНДР), Турции и Вьетнама.

Таблица 2

В общем числе иностранцев, поставленных на миграционный учет с целью «работа», на конец 2016 года свыше 92% составляли граждане стран ближнего зарубежья и СНГ, в том числе граждане Узбекистана – 33,46% , граждане Таджикистана – 19,55% , граждане Украины – 11,8% . Среди граждан стран дальнего зарубежья (7,6%) преобладали граждане Китая – 2,43%

Наибольшая численность ИГ и ЛБГ осуществляла трудовую деятельность в регионах, входящих в Центральный федеральный округ (54%), Северо-Западный ФО (12%) и Приволжский ФО (8,8%), наименьшая – в субъектах федерации Северо-Кавказского ФО (1,1%). Наиболее притягательным для трудовых мигрантов является Центральный федеральный округ, прежде всего, Московский регион, где концентрируются финансовые ресурсы и высокая деловая активность. Более 40% всех зарегистрированных иностранных работников заняты сегодня в Москве и Московской области.

Центром притяжения трудовых мигрантов остаются нефтегазодобывающие регионы Уральского федерального округа (7,4%), где работают преимущественно украинские нефтяники и газовики.

Высока концентрация трудовых мигрантов в приграничных территориях: в Приморском и Хабаровском крае, в Иркутской, Белгородской, Воронежской, Калининградской, Ленинградской, и Ростовской областях, в Краснодарском крае. В восточных регионах страны иностранная рабочая сила представлена в основном китайцами, корейцами, вьетнамцами, занятыми в сельском хозяйстве и торговле.

На основании сведений Центрального банка данных по учету лиц иностранного гражданства и лиц без гражданства на 24 марта 2017 года поставлено на миграционный учет 2844614 человек, наибольшее количество лиц с действующим миграционным учетом зарегистрировано в регионах России:

Таблица 3

По экспертным оценкам сельскохозяйственная отрасль российского Дальнего Востока позволяет зарабатывать китайским фермерам примерно 150 млн. долл. США в год.

В соответствии с официальной статистикой в 2016 году Китай официально направил для работы за рубежом 494 тысячи человек (на 36 тысяч человек меньше, чем в 2015 году), в том числе государственные предприятия оформили 71413 человек для выполнения своих зарубежных подрядов.

В приграничной с Россией китайской провинции Хэйлунцзян официальные данные по трудовой миграции, прежде всего в сфере сельского хозяйства, также отличаются довольно сильно. Так, по информации некоторых источников, из данной провинции ежегодно на работу на Дальний Восток России выезжает около 30 тысяч человек. Вместе с тем только из одного города Дуннин провинции Хэйлунцзян в РФ направляется 15 тысяч человек в год, а из города Муданьцзян – 22,5 тысячи человек в год. По данным генконсульства в г. Шеньян, в первом квартале 2017 года выдача рабочих виз сократилась на 26% по сравнению с тем же периодом 2016 года, в то же время выдача однократных туристических виз увеличилась на 260%. Это дает основание полагать, что часть трудовых мигрантов въезжают в Россию по туристическим визам.

Количество северокорейских мигрантов в РФ также увеличилось за последнее время. Так по данным корейской организации KOTRA (Республика Корея), на сегодняшний день количество работающих в России северокорейцев составляет 40 тысяч человек, что в два раза больше чем это было пять лет назад.

Проблемы социальной и культурной адаптации мигрантов

Проблема миграции – одна из приоритетных и требующих постоянного внимания как со стороны власти, так и общества.

Одним из механизмов реализации государственной миграционной политики Российской Федерации выступает совершенствование системы взаимодействия между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и институтами гражданского общества в сфере миграции.

Воздействовать на миграционное поведение населения можно, используя комплекс административных, правовых и экономических рычагов управления, в т.ч. путем улучшения социально-экономической ситуации в регионах и повышения их миграционной привлекательности. В то же время достижение демографического эффекта от внешней миграции не может ограничиваться только регулированием отношений, связанных с процессами миграционного контроля.

Современная ситуация в области миграционных процессов характеризуется низкой правовой грамотностью и низким уровнем образования (более 70% мигрантов – низкоквалифицированные кадры). Из 149013 разрешений на работу в 2016 году – 41770 выдано квалифицированным и высококвалифицированным специалистам (28%) (в 2015 – из 214559 разрешений на работу – 65654 или 30%), слабой осведомленностью либо незнанием федерального российского законодательства, не говоря уже о региональном, низким уровнем, или отсутствием представления о российской истории и культуре, исторических и культурных традициях, обычаях, межнациональных отношениях, сложившихся на территории того или иного российского региона, низким уровнем владения русским языком или незнанием его как такового.

Находясь на территории России, мигрантам приходится ежедневно решать проблемы культурной, языковой, социальной и, конечно, правовой адаптации. Для получения необходимой информации и решения вопросов, возникающих в процессе их пребывания на территории России, мигранты вынуждены прибегать к услугам теневых структур и различных фирм, которые, используя мошеннические схемы в своей работе, подрывают доверие к государственным структурам.

От государства требуется создание условий для приема, социально-культурной адаптации и интеграции мигрантов. Обеспечение предприятий адаптированными к принимающему сообществу кадрами поможет повысить эффективность работы организаций, будет содействовать развитию предпринимательской деятельности и повысит уровень взаимодействия сотрудников и продуктивность работы бизнеса, станет одним из важнейших ресурсов для повышения уровня социальной стабильности в обществе.

На первом этапе реализации государственной миграционной политики Российской Федерации ФАДН заинтересован в создании инфраструктуры для социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов – центров социальной и культурной адаптации, основными задачами которых являются:

– правовое консультирование,

– обучение русскому языку,

– организация досуга мигрантов,

– знакомство с традициями и культурой принимающего сообщества,

– консультирование о возможностях получения работы,

– о требованиях, предъявляемых к профессиям,

– работа с детьми мигрантов.

Европейский опыт адаптации мигрантов

Обращаясь к опыту Европейского Союза, столкнувшемуся с миграционным вызовом, хочется отметить, что одной из главных задач, которую поставил перед собой ЕС, стал пересмотр политики интеграции мигрантов. С этой целью в 2015 году ЕС принял «Европейскую повестку дня по миграции» – программу задач и действий по управлению миграционным кризисом на кратко- и среднесрочную перспективу. В июне 2016 года был разработан «План действий по интеграции мигрантов из третьих стран», который гласит: «Инвестирование в политику интеграции сегодня, будет способствовать превращению Европы в более процветающее, сплоченное и всеохватывающее общество в долгосрочной перспективе».

В качестве основных участников интеграционного процесса рассматриваются органы власти и самоуправления, общественные организации, работодатели, мигранты и все граждане ЕС.

В странах ЕС важное место в государственном регулировании занимают механизмы адаптации мигрантов. Основное значение в этом процессе придается языковой подготовке и специальным курсам по интеграции.

Во Франции действует «контракт по приему и интеграции», включающий лингвистическую подготовку, изучение особенностей жизни и закрепление за мигрантом «социального куратора».

В Германии образована специальная «Служба первичной консультации по вопросам миграции». Все расходы осуществляются за счет государства.

Реализация Федеральной миграционной службой России пилотного проекта «Центр социальной адаптации трудовых мигрантов»

По сведениям Главного управления по вопросам миграции МВД РФ с сентября 2013 года в г.Тамбове и г.Оренбурге ФМС России инициативно осуществлялся «пилотный» проект «Центр социальной адаптации трудовых мигрантов» (далее – ЦСАТМ).

Центры создавались и работали на базе ФГУП «Паспортно-визовая служба» ФМС России.

Справочно:

ЦСАТМ в г. Тамбов: общая площадь 1 140,3 кв.м., рассчитан на проживание 100 иностранных граждан (г. Тамбов, ул. Маяковского, д.3).

ЦСАТМ в г. Оренбург: общая площадь 1 373,8 кв.м., рассчитан на проживание 100 иностранных граждан (г. Оренбург, ул. 16 линия, д.14, к.608).

Центры оборудованы всем необходимым оборудованием и инвентарем.

Центры обучали иностранных граждан русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации в соответствии с Примерной программой социальной адаптации для трудовых мигрантов, утвержденной ФМС России, а также граждан, желающих получить патент для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации, по программе «Подготовка иностранных граждан, в том числе трудящихся мигрантов, к комплексному экзамену по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации».

Указанное обучение предусматривало проживание иностранных граждан на территории ЦСАТМ.

За время работы центров участниками проекта стали более 1,3 тыс. иностранных граждан (Тамбов – 673; Оренбург – 634).

На осуществление вышеперечисленных мероприятий бюджетные ассигнования федерального бюджета предусмотрены не были, мероприятия по организации разъяснительной работы являлись текущими и не требовали дополнительных затрат ФМС России.

Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. № 156
«О совершенствовании государственного управления в сфере контроля
за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» полномочия упраздненной ФМС России переданы
МВД России.

Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря
2016 г. № 699, полномочия в сфере социальной и культурной адаптации
и интеграции мигрантов не предусмотрены, подразделения по указанному направлению деятельности не созданы.

Формирование нормативной базы по социальной и культурной адаптации мигрантов

Федеральное агентство по делам национальностей во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 04 декабря 2016 года № Пр-2338 о разработке проекта федерального закона, устанавливающего правовые организационные и экономические основы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и интеграции в российское общество подготовило проект федерального закона «О социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в Российской Федерации».

ФАДН высказывает заинтересованность в участии торгово-промышленных палат в реализации данного законопроекта, в частности, их привлекает возможность использования ресурса 180 региональных и муниципальных торгово-промышленных палат, а также партнерских организаций за рубежом, для создания инфраструктуры социальной и культурной адаптации мигрантов.

Законопроектом предусмотрено предоставление отдельным некоммерческим организациям, к которым относятся и торгово-промышленные палаты, права осуществления деятельности в сфере социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан посредством проведения мероприятий. В частности, предоставлено право создавать центры социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество, в которых иностранным гражданам могут предоставляться услуги по данному направлению на возмездной основе.

Кроме того, тем же организациям предоставлено право проводить на базе созданных за рубежом организаций довыездную (довъездную) подготовку иностранных граждан, планирующих осуществлять трудовую деятельность в России, и реализовывать образовательные программы в целях обучения их русскому языку, основам законодательства РФ, знаниям в области истории, культуры и традиций народов России, правилам поведения, принятым в российском обществе.

В соответствии с частью 1 статьи 10 законопроекта социальная и культурная адаптация и интеграция иностранных граждан в РФ может осуществляться за счет средств некоммерческих организаций, союзов, ассоциаций и иных организаций, созданных в целях развития предпринимательства, экономической и внешнеторговой деятельности и общественных объединений к которым относятся торгово-промышленные палаты.

Представляется, что финансирование за счет собственных средств процессов социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан не в полной мере соответствует финансовым возможностям торгово-промышленных палат и расходится с их целями и задачами.

В частности, в письме ТПП РФ от 04.05.2017г. № Пр/0352 по вопросу подготовки данного законопроекта отмечалось, что палаты могут принять участие в работе по социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в РФ, в т.ч. в качестве соисполнителей мероприятий в рамках соответствующих государственных программ путем оказания в регионах на возмездной основе определенных услуг, перечень которых необходимо обсуждать дополнительно с учетом имеющихся финансовых и организационных возможностей.

Тем не менее, принятие данного законопроекта по сути законодательно закрепит существующую ситуацию. Отдельными торгово-промышленными палатами уже ведется деятельность по социальной и культурной адаптации иностранных граждан и осуществляется правовая поддержка и консультирование трудовых мигрантов по вопросам миграционного законодательства.

Об участии и готовности торгово-промышленных палат в реализации социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество

В настоящее время деятельность большинства торгово-промышленных палат по направлению социально-культурной адаптации мигрантов в основном ограничивается проведением комплексного экзамена для мигрантов на знание русского языка, истории и основ законодательства РФ, успешная сдача которого необходима мигрантам для получения разрешения на работу, патента, вида на жительство, разрешения на временное проживание, получения гражданства.

В системе торгово-промышленных палат утвержден и реализуется при сотрудничестве с МИМОП проект «Комплексное тестирование иностранных граждан». В случае успешной сдачи экзамена мигранту выдается Сертификат о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации государственного образца.

На сегодняшний день проект может быть реализован более чем в 50 палатах, фактически реализуется в 22 (самостоятельно, либо при поддержке МИМОП и под его лицензией), в остальных палатах проект в стадии становления и развития. В некоторых регионах нет возможности реализации проекта из-за жесткой конкуренции на рынке.

Опыт отдельных палат показывает желание и возможности палат по развитию деятельности социальной и культурной адаптации по другим направлениям.

В частности, Магаданская торгово-промышленная палата с 2015 года является уполномоченной организацией по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче иностранным гражданам патентов, осуществляя эту деятельность через Единый миграционный центр по Магаданской области, внутреннее структурное подразделение МТПП.

Помимо комплексного тестирования Единым миграционным центром оказываются услуги по выдаче патентов и дактилоскопической регистрации. Квалифицированные специалисты, опыт ежедневного общения с мигрантами, знание юридических, социальных межнациональных и бытовых проблем, с которыми сталкиваются мигранты, позволяют оказывать иностранным гражданам, прибывающим в Российскую Федерацию, правовую поддержку и консультационную помощь на высоком профессиональном уровне.

При Архангельской ТПП с ноября 2015 года функционирует Центр поддержки трудовых мигрантов. Основная функция Центра – оказание услуг по тестированию иностранных граждан на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ.

Помимо тестирования в Центре иностранные граждане могут получить услуги по подготовке к комплексному экзамену, добровольному медицинскому страхованию по специальным программам для трудовых мигрантов.

Также Центр осуществляет правовую поддержку, как самих иностранных граждан, так и работодателей по вопросам применения миграционного законодательства, отстаивая их интересы в Управлении по вопросам миграции УМВД России по Архангельской области.

Качество и объем оказываемых услуг, а также тесное взаимодействие с этническими диаспорами на территории Архангельской области и Управлением по вопросам миграции УМВД России по Архангельской области позволяет Центру содействия миграционной политике успешно конкурировать на рынке Архангельской области и развиваться в данном направлении.

В настоящее время Центром готовится пакет документов для получения статуса уполномоченной организации на предоставление государственной услуги по приему документов, необходимых для оформления патентов иностранным гражданам и дактилоскопической регистрации.

Уральская ТПП в настоящее время также ведет обучение мигрантов русскому языку на базе филиала Уральской ТПП в г. Каменск Уральский и выражает готовность по развитию направления по социальной и культурной адаптации мигрантов. После решения ряда организационно-технических вопросов считает возможным организовать услуги по правовому консультированию и культурной адаптации мигрантов.

По мнению Липецкой ТПП торгово-промышленные палаты обладают достаточным ресурсом (развитая структура, материально-техническая база, квалифицированный персонал, многолетний опыт работы), привлекающими иностранных рабочих, что является достаточным основанием для осуществления полномочий по работе с трудовыми мигрантами и предпринимателями. Практически каждая торгово-промышленная палата объединяет организации и индивидуальных предпринимателей, в числе которых представлены образовательные и медицинские учреждения, страховые организации, предприятия сферы услуг, имеющие возможность стать партнерами палат для оказания услуг трудовым мигрантам и предпринимателям.

Однако следует заметить, что не все торгово-промышленные палаты в Российской Федерации обладают опытом, ресурсами и, главное, желанием, развивать новое для них направление деятельности.

Поэтому предложение Липецкой ТПП инициировать перед МВД РФ вопроса об официальной передаче региональным торгово-промышленным палатам полномочий по работе с трудовыми мигрантами и предпринимателями, привлекающими иностранных рабочих, считаем преждевременным.

Как показывают приведенные примеры, данное направление деятельности в палатах может развиваться при наличии материальных и кадровых ресурсов, партнерского взаимодействия с органами государственной и региональной власти.

Организация центров довыездной (довъездной) подготовки мигрантов за пределами Российской Федерации

Из материалов, предоставленных Департаментом внешних связей и работы с деловыми советами, следует, что достоверной информации об участии торгово-промышленных палат как "ближнего", так и "дальнего" зарубежья в процессах адаптации иностранных мигрантов нет.

Несколько лет назад подкомитет по трудовой миграции Комитета ТПП РФ по вопросам экономической интеграции и ВЭД пытался наладить отношения с Киргизской ТПП по набору и довыездной профподготовке трудовых мигрантов, киргизская сторона инициативу поддержала, но проект не был реализован.

По информации СМИ, в Ташкенте в этом году откроется три официальных центра для сдачи комплексных экзаменов трудовыми мигрантами, которые намерены выехать в Российскую Федерацию.

Новые центры создаются на основе соглашения между правительствами России и Узбекистана. Они будут работать при трех высших образовательных учреждениях — Национальном университете Узбекистана, Ташкентском государственном техническом университете имени Ислама Каримова и филиале Московского государственного университета имени Ломоносова в Ташкенте. Именно эти вузы были определены в качестве головных уполномоченных высших учебных заведений по организации прохождения комплексного экзамена гражданами Узбекистана, планирующими осуществлять временную трудовую деятельность на территории Российской Федерации.

Комплексный экзамен будет проводиться по трем направлениям — знание русского языка, истории и основ законодательства РФ. Он будет платным, причём, человек, сдающий экзамен, должен будет оплатить часть суммы в иностранной валюте, а оставшуюся — в национальной. Часть суммы от стоимости сдачи комплексного экзамена, оплачиваемая в национальной валюте по тарифам уполномоченных вузов, будет зачисляться на отдельный внебюджетный счет с обязательным направлением этих средств на дальнейшее развитие материально-технической базы и стимулирование деятельности работников центров.

Президент Узбекистана до 1 января 2022 года предоставил ряд налоговых льгот и преференций уполномоченным вузам. Для создания необходимых условий прохождения экзамена центры в обязательном порядке будут оснащаться терминалами по приему платежей в иностранной валюте.

Кроме того, будет создана автоматизированная электронная база данных граждан, успешно сдавших комплексный экзамен, синхронизированная с действующей базой данных граждан, выехавших за рубеж на длительный срок для осуществления трудовой деятельности.

Агентство внешней трудовой миграции Узбекистана на своем официальном сайте разместит, и в дальнейшем будет систематически обновлять, информацию о проведении комплексного экзамена, местах и времени его проведения, тарифах.

Известно также, что некоторые российские коммерческие организации смогли договориться с партнерами в Узбекистане и открыли там пункты по приему экзаменов с последующей выдачей сертификатов установленного образца. Однако, информации об участии торгово-промышленных палат в этом процессе нет. Очевидно, отпугивает отсутствие правовой базы, средств, опыта и специалистов. 

Возврат к списку