Регистрация / Вход

ВЭФ: энергия дальневосточного прорыва

06.09.2017 ВЭФ: энергия дальневосточного прорыва

Восточный экономический форум, который в этом году проводится в третий раз, обеспечил Дальнему Востоку прорывную динамику развития. ТОРы, режим Свободного порта Владивосток уже сегодня привлекают как российские, так и зарубежные инвестиции. О позитивных переменах в экономике Дальнего Востока в эксклюзивном интервью «Путеводителю российского бизнеса» рассказал губернатор Приморского края Владимир Миклушевский.

– Уважаемый Владимир Владимирович, Владивосток в третий раз принимает Восточный экономический форум. Что вы ждете от его проведения в этом году?

– Одна из главных задач – показать динамику развития, презентовать свой огромный потенциал. Мы планируем продемонстрировать опыт первопроходцев Свободного порта Владивосток (СПВ) и территорий опережающего развития (ТОР), рассказать о конкретных проектах, реализуемых инвесторами.

На первом ВЭФ мы заключали соглашения о реализации проектов в рамках только что одобренных на тот момент ТОРов «Надеждинская» и «Михайловский». В этот раз мы покажем результаты их работы, а также представим еще два ТОР «Большой Камень» и «Нефтехимический».

На втором форуме было заключено соглашение о реализации межрегионального туристского проекта «Восточное кольцо России», а в этот раз планируется подписать план практической реализации этого соглашения.

Нам важно продемонстрировать конкретные проекты в разной стадии реализации. Инвесторы всегда внимательно присматриваются к первопроходцам, которые сегодня уже реализуют свои проекты. Не так давно у меня была встреча с Тхай Хыонг, бизнесвумен из Вьетнама, которая собирается развивать в Приморье молочное производство. Так вот, она сама поехала в Яковлевский район, все посмотрела, а сейчас готовит бизнес-план, предложения об инвестициях.

Тхай Хыонг сказала: «Сделайте нам максимально благоприятный режим. Если у меня все получится, то и другие инвесторы придут». Это понятная логика, она касается всех инвесторов.

– Как, на ваш взгляд, изменилась дальневосточные реалии за последние годы? Есть ли отдача от проектов ТОР, СПВ и «гектара» и других?

– Развитие Дальнего Востока – часть национальной политики, реализуемой президентом В. Путиным. Перечисленные вами инструменты развития – ТОР, режим Свободного порта Владивосток, федеральный проект «Дальневосточный гектар» - шаги, определяющие будущее региона на десятилетия.

Наша важнейшая задача – увеличить население Приморья, и первостепенное значение в этом процессе имеет дальневосточный гектар. С начала его реализации около 40 тыс. человек изъявили желание получить землю в нашем крае. 10% от общего числа заявлений – коллективные. До 20% заявлений подают граждане других регионов: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Краснодара, Калининграда.

Инструмент ТОР тоже приносит результаты. Например, в ТОР «Михайловский» «Русагро» планирует построить 10 свинокомплексов на единовременное содержание 700 тысяч голов. «Мерси трейд» — 6 свинокомплексов на 540 тысяч голов. Это позволит краю увеличить производство свинины в 12 раз.

Режим СПВ с 1 августа получил упрощенный визовый режим, который даст новый импульс развитию туризма в Приморье. Сегодня Приморский край продолжает лидировать в туристской отрасли ДВФО, аккумулируя более 70% от общего объема турпотоков.

– У Приморья есть естественные зарубежные партнеры – Китай, Республика Корея, Япония. С кем из них удалось установить особо прочные связи?

– КНР – наш ближайший сосед и надежный партнер. Для нас важно сотрудничество с китайской стороной по проектам модернизации наших транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2». Проект масштабный, включает в себя автомобильные и железные дороги, которые свяжут две северо-восточные провинции Китая с нашими морскими портами.

Сейчас все грузы с северо-восточных территорий Китая уходят через порты Даляня. Это – «узкое горлышко», что отражается и на цене, и на сроках доставки. Если эти грузы пойдут через южные порты Приморского края или по маршруту Владивосток-Находка-порт Восточный, то, по нашим оценкам, стоимость транспортировки снизится примерно на 10%, а это сэкономит китайским грузоотправителям около 700 млн долларов в год.

Верхнеуровневая оценка инвестиций на период до 2030 года – около 145 млрд рублей для МТК «Приморье-1» и около 170 млрд – для МТК «Приморье-2». По мнению экспертов, к 2030 году грузооборот МТК «Приморье-1» и «Приморье-2» может достигнуть 45 млн тонн. Это даст нашему краю ежегодный прирост ВРП на 4-5 %, а также более 4 тыс. новых рабочих мест.

Сегодня мы за счет средств краевого и федерального бюджетов ведем строительство автодорог МТК «Приморье-1». Мы уже ввели в эксплуатацию 13,5 км трассы Владивосток-Находка-порт Восточный, идет строительство 25-километрового участка до Большого Камня. К строительству дороги мы планируем привлечь средства китайских инвесторов, ведь наши коридоры существенно сокращают путь товаров из северо-восточных провинций КНР в другие страны АТР.

Республика Корея является одной из основных стран-инвесторов в Приморье. Всего экономикой края накоплено свыше 100 млн долларов южнокорейских инвестиций.

Развиваются отношения с Японией. Вектор был задан на втором ВЭФ, я имею в виду предложение премьер-министра Японии Синдзо Абэ сделать Владивосток еще более комфортным для жизни.

Для совместной работы мы определили три основных блока. Во-первых, это – изменение потоков грузового и общественного транспорта за счет строительства тоннелей и эстакад. Во-вторых – создание зеленых пространств, парковых и рекреационных территорий, в-третьих – модернизация коммунальной инфраструктуры Владивостока.

Мы поддерживаем сотрудничество регионального бизнеса с иностранными компаниями. Созданы Центр развития экспорта Приморского края, Агентство по привлечению инвестиций и Региональный центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства.

Хочу отметить, что благодаря активной работе в Китай поставляется мороженое, настойки на основе дикоросов уссурийской тайги, столовые и минеральные воды, кондитерские изделия. В страны АТР мы экспортируем кукурузу и сою. Южная Корея и Япония выразили желание получать нашу сельхозпродукцию.

Наши партнеры выбирают приморские компании потому, что они поставляют экологически чистую продукцию. Привлекают и цены, конкурентные по отношению к зарубежным.

Уверен, что третий Восточный экономический форум даст новый импульс развития наших отношений, послужит дальнейшему росту экономики Дальнего Востока России.

Григорий Лапин 

Возврат к списку