Регистрация / Вход

«Сделано в России» от братьев Корниловых

15.09.2017 «Сделано в России» от братьев Корниловых

«Сделано в России» от братьев Корниловых

Бренд «Сделано в России», который сегодня активно продвигается на международных рынках, существует давно. Еще в середине XIX им маркировали свою продукцию братья Корниловы. Затейливо украшенные столовые приборы из фарфора, произведенные на фабрике в Санкт-Петербурге, высоко ценились в странах Европы и в Америке благодаря своей необыкновенной белизне, а также высочайшему качеству росписи. «Made in Russia by Kornilow Bros.» - так был подписан чайный сервиз, проданный однажды в американском Бостоне.

Торговать привозной фарфоровой и фаянсовой посудой Корниловы начали еще в конце XVIII века, а в 30-е годы XIX века было решено перейти от торговли к производству фарфора. На берегу Невы в Полюстрово купчиха второй гильдии Мария Васильевна Корнилова построила фарфоровую фабрику. Место, выбранное для нее, было удачным: рядом находились залежи сырья, необходимого для фарфорового производства, а Нева давала возможность отправлять продукцию в магазины Санкт-Петербурга, а также Финляндии и балтийских губерний, а позднее – в Европу и Америку.

Мария и сыновья

С самого начала предприятие было семейным, Марии Корниловой помогали пять ее сыновей. Именно в это время на фабрике закладывались традиции, позволившие позднее уверенно конкурировать с другими производителями этой продукции.

А таких было много. В то время в России было 36 фабрик, производивших фаянс и фарфор. Добавьте сюда мейсенский фарфор из Германии, фарфор из Франции, который пользовался хорошим спросом в России. Для того, чтобы производство сохранилось, приходилось постоянно выдумывать что-то новое, а также заимствовать что-то у конкурентов. Так, успешно конкурировать помогало то, что основательница дела беззастенчиво переманивала к себе мастеров с заводов других ведущих производителей русского фарфора – Гарднера, Попова, Батенина.

А для воспитания собственных мастеров Мария Корнилова открыла в 1827 году при мануфактуре школу, где ученики постигали грамоту, науки и тонкости профессии до достижения ими 21 года. Воспитанием и обучением будущих мастеров занимались приглашенные скульпторы Дмитрий Львов и Семен Тимофеев, а также гравер Шильдер.

Программу занятий составляли с учетом потребностей заведения. По контракту после окончания школы выпускникам выдавалось свидетельство, и они могли выбирать: остаться на фабрике или искать себе другое место.

Рост популярности

А для того, чтобы улучшить внешний вид изделий фабрика заказывала образцы росписи у известнейших художников того времени: Николая Каразина, Ивана Билибина, Елизаветы Бём и других. Изделия, созданные по эскизам художников, маркировались особой надписью: «Воспроизведение запрещается. С ориг. рисунка» – и подпись художника. Это были первые попытки защитить свою продукцию от подделки. К тому же, такие надписи на изделиях позволяли продавать их заметно дороже.

Все это не могло не отразиться на популярности продукции корниловской фабрики. Очень скоро – в 1843 году – фабрика стала поставщиком императорского двора, а вместе с этим – право использовать в своем фирменном клейме двуглавого орла, герб Российской Империи.

Товарищество братьев

Николай Михайлович Корнилов.jpg

Новый этап начался в 1893 году, когда братья Сергей и Николай Корниловы сконцентрировали дело в своих руках и учредили товарищество. С этого момента производство стало быстро расширяться: помимо столового фарфора стали делать много технической продукции, а также церковной утвари. Популярными были расписные пасхальные яйца из фарфора, фарфоровые иконы. В одной из церквей Петербурга стоял фарфоровый иконостас, созданный на фабрике в память об императоре Александре II. Еще одно новшество, придуманное Корниловыми – расписные сувенирные стаканы, которые выпускались к памятным датам и юбилеям.

Это, однако, не мешало повышать качество корниловского фарфора. Братья стали использовать особую глину, которую привозили из Англии, а также из Черниговской губернии. Кроме того, был введен процесс электромагнитной фильтрации фарфоровой массы, который позволял удалять железистые соединения, придававшие продукции после обжига придавали продукции желто-коричневый цвет. Благодаря этому братьям удалось добиться исключительной белизны фарфора, что также стало одной из отличительной черт корниловской продукции.

Новые технологии

Кварц и полевой шпат на фабрику привозился из Финляндии, краски для росписи первоначально доставляли из Франции, потом стали делать у себя на заводе. Корниловы первыми стали применять новую для того времени технологию с использованием переводных картинок.

Фабрика Корниловых выпускала обширную номенклатуру изделий, рассчитанных на самых разных покупателей. Выпускались исключительной красоты дорогие парадные сервизы, покрытые изысканной росписью, ориентированные на богатых покупателей. А наряду с ними – делались рядовые наборы посуды, которые могли позволить себе люди со средними доходами. Для этого внедрялись технологии машинной формовки и украшения изделий, фотокерамика и другие приемы, позволявшие сохранить высокое качество при массовом производстве.

Признание

Как бы то ни было, но вскоре «Товарищество Корниловых» вошло в число четырех главных фарфоровых заводов России. Начиная с 1884 года и до 1917 года, завод выпускал серию фарфоровых тарелок, украшенных гербами российских городов. Известность заводу также принес чайный сервиз с родословной русских царей со времен Рюрика. А серия посуды, украшенная росписью под русскую народную вышивку, пользовалась бешеным успехом на зарубежных рынках.

Посуда и художественные изделия Корниловской мануфактуры многократно удостаивались наград и премий на выставках в Петербурге, Москве, Варшаве. В 1888 году продукция завода завоевала первое место на Брюссельской выставке, а в 1889 году получила «серебро» в Париже. Корниловский фарфор ценился далеко за пределами России, его с удовольствием покупали в Персии, Болгарии, Дании, Франции.

В 1886 года изделия корниловской фабрики стали продаваться в Америке и Канаде. Именно тогда на них появилась надпись «Made in Russia».

В вихрях революции

События 1917 года не обошли стороной корниловскую фабрику. Сначала она была национализирована, потом передана в ведение Петроградского управления научных и научно - художественных учреждений Академического центра Комиссариата народного просвещения РСФСР. Он поменял название и стал Полюстровским фарфоровым заводом «Пролетарий».

Попытка выпускать на нем дешевую посуду и фарфоровые изоляторы к успеху не привела. В январе 1919 года оборудование и сырье с корниловской фабрики было перевезено на бывший Императорский фарфоровый завод. Последний владелец мануфактуры Николай Михайлович Корнилов (1850-1928) остался жить в квартире при заводе, и до 1927 года был на нем главным инженером.

Позднее на базе завода «Пролетарий» было образовано НПО «Электрокерамика». В новое время он на короткое время стал Корниловским фарфоровым заводом, но в 2004 году предприятие было ликвидировано.

Сегодня фарфоровая посуда фабрики «Товарищества Корниловых» представляет большую коллекционную редкость. Стоимость отдельных экземпляров на международных аукционах доходит до нескольких тысяч долларов. Коллекции Корниловского фарфора из хранилищ Эрмитажа и музея-заповедника «Петергоф» можно увидеть и на художественных выставках.

Ната Марк

Информационные материалы к статье предоставлены коллекционерами русского дореволюционного фарфора Максимом и Любовью Никифоровыми

Возврат к списку