Регистрация / Вход

Россия-Корея: надежное партнерство

19.11.2017 Россия-Корея: надежное партнерство Динамика экономического развития часто меняет смысл слов. К примеру, «иномарки» уже давно уже таковыми не являются, так как производятся в России. Да и «импортная техника» тоже не всегда импортная, а сделана в России. Одним из лидеров в переносе высокотехнологического производства на российскую землю является Республика Корея, которая во второй половине ХХ века явила миру пример невиданной скорости технологического и социального прогресса. Об этом мы беседуем с советником президента Торгово-промышленной палаты России Георгием Петровым.

– Георгий Георгиевич, торгово-экономические связи с Кореей демонстрируют завидную динамику. Они, конечно, страдают от непостоянства мировой конъюнктуры, но нельзя не заметить взаимный интерес российских и корейских предпринимателей и их желание сотрудничать.
– Для России Республика Корея – один из молодых экономических и торговых партнеров. Дипломатические отношения между СССР и Кореей были установлены только в 1989 году, но еще до этого в Сеуле открылось представительство Торгово-промышленной палаты СССР. Поэтому первые дипломатические контакты осуществлялись через палату, а также по линии общественных организаций. В частности, Институт мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) развертывал диалог ученых двух стран, и в этом активно участвовал Евгений Примаков. Могу сказать, что первые контакты на уровне высшего советского руководства также проходили при его непосредственном организационном участии.
Е. Примаков хорошо понимал значимость этой страны для Советского Союза. Ведь тогда Корея была ярким примером быстрого экономического развития и технологического прогресса.
Еще в 50-е годы прошлого века по уровню жизни она уступала многим странам Африки. Но сегодня это – промышленно развитая страна, лидирующая в областях, которые действительно определяют технический прогресс.

– Сегодня можно говорить о высоком уровне двусторонних отношений, достаточно вспомнить активное участие нового президента Кореи Мун Чжэ Ина в Восточном экономическом форуме. На чем основываются отношения двух стран в торгово-экономической области?
– Для наших двусторонних отношений характерна прочная договорно-правовая база. Нет такой сферы экономики, которая не регулировалась бы двусторонними договорами и соглашениями. Важно, что весь классический набор документов – договор о защите и поощрении капиталовложений, конвенция об избежании двойного налогообложения, различные торговые соглашения – есть и действуют.
Для бизнеса также важно, что у нас с Республикой Корея действует безвизовый режим. Любой российский бизнесмен или корейский предприниматель, приезжая, соответственно, в Корею или Россию, может в течение 60 дней свободно решать свои проблемы. Установлено регулярное авиасообщение, и не только с Москвой. Важным фактором является и географическая близость, особенно с российским Дальним Востоком. Поэтому никто не удивляется, что руководители территориальных палат на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири бывают в Сеуле чаще, чем в Москве.

– Об уровне сотрудничества часто свидетельствует состояние двусторонней торговли. Как она развивается?
– Самым удачным, если судить по таможенной статистике, был 2014 год. Это был пик товарооборота, который достигал 27,4 млрд долларов. В тот год торговля со странами Западной Европы в силу геополитических причин быстро сокращалась, а цены на основные товары российского экспорта демонстрировали негативную тенденцию.
Республика Корея не присоединилась к санкционному режиму, с нашей стороны также не вводилось никаких ответных мер, тем не менее, и в 2015 году, и в 2016 году наша взаимная торговля стала сокращаться. Так, в 2016 году она упала вдвое по сравнению с максимумом 2014 года, товарооборот был на уровне всего 15,1 млрд долларов.
Причем падал и экспорт, и импорт. Экспорт сокращался по понятным причинам: в структуре главное место занимает углеводородное сырье и вообще сырьевые товары, а мировые цены на них падали.
Причина уменьшения импорта также крылась в его структуре. Более 68% приходилось на машинотехническую продукцию. Другая большая товарная группа – резинотехнические изделия. А реально это все – машинокомплекты, комплектующие и сами легковые автомобили. Резинотехнические изделия – это пневматические шины. А у нас в тот год автомобильный рынок существенно просел. Поэтому импорт в 2015 году составил всего 4,6 млрд долларов, хотя в 2014 году был равен 9 млрд долларов, в 2013 году – 10 млрд долларов.
На наш взгляд, требуется большая совместная работа по изменению этой неблагоприятной зависимости от конъюнктуры. В этом году мы видим положительную динамику, оборот увеличился почти на 50%, наш экспорт вырос почти на 40%, импорт - на 72%. Несомненно, по итогам года мы вернемся на уровень 2015 года.
Для дальнейшего роста есть хорошая основа. В частности, в нашей экономике наблюдается оживление. Рост ВВП, как мы рассчитываем, будет не меньше 2%. По данным, имеющимся на сегодня, инвестиционная активность выросла более чем на 6%.
Кроме того, мы вроде бы побороли высокие темпы инфляции. Осталось сделать не так много: создать механизмы стимулирования внутреннего спроса, увеличения потребления домохозяйств. Эти задачи вполне разрешимы.
Мы также надеемся, что ЦБ будет менее консервативен, и условия привлечения средств на внешнем рынке будут более благоприятны. Наши планы связаны с развитием международного сотрудничества с теми странами, которые к этому готовы. И на мой взгляд, Республика Корея находится в числе этих стран.
Мы прекрасно понимаем, что даже не присоединившись к санкциям, отдельные корейские компании вынуждены работать с оглядкой, быть острожными, когда речь идет о поставках высокотехнологичной продукции в Россию. И хотя у нас есть успешные примеры импортозамещения, по ряду товаров мы испытываем зависимость.
Один из примеров – недавнее успешное завершение строительства первого танкера-газовоза «Кристоф де Маржери» на корейской судоверфи. Это уникальное ледокольное судно, которое способно преодолевать льды толщиной свыше 2 метров. И хотя многое из его оснащения было сделано в России, критически важные узлы и агрегаты были изготовлены в Корее.
Кстати, в этом году резко увеличился экспорт в Корею машинотехнической продукции. Секрет в том, что были поставлены 2 буксира-толкача, которые мы раньше в Корею никогда не поставляли. Благодаря этому экспорт возрос в разы.

– Корейские производители не только многое экспортируют в Россию, но и открывают в нашей стране свои предприятия. Как обстоят дела с корейскими инвестициями?
– Конечно, не только экспортно-импортные поставки определяют уровень экономического сотрудничества. Важную роль играют инвестиции. А посмотреть, что они дают, можно, сев в машину и поехав в сторону Калуги. Стоит въехать в Калужскую область, как вы увидите предприятия, построенные компаниями «Самсунг», «Лотте», LG.
Недавно решил поменять телевизор. Продавец посоветовал покупать аппараты российского производства. «Какие?», - спросил я. «Самсунги», - ответил он.
На самом деле, сегодня много техники под иностранными брендами производится в России. Но инвестиции имеют и другую сторону. «Самсунг» – это 300 млн долларов, вложенных в нашу экономику. Но это еще 1700 рабочих мест. А ведь совсем недавно, примерно 15 лет назад, жители Калужской области ехали работать почти за 100 км в Москву.
Компания «Лотте» открыла в Калужской области кондитерскую фабрику. Кроме того, у нее в Москве есть две гостиницы (а всего «Лотте» вложила в российскую экономику 1 миллиард долларов). Под Санкт- Петербургом действует автомобильный завод, производящий популярные автомобили Хендай и Киа. Причем это – не отверточная сборка, а в значительной степени локализованное производство.
Результаты этого хорошо видны. На улицах Москвы много корейских автомобилей. Кстати, Торгово-промышленная палата недавно тоже пересела на корейские автомобили.

– Иностранные инвесторы интересуются центральными регионами страны. А насколько им интересно создавать производства в других регионах России?
– Сегодня очень значимой площадкой для деловых контактов стал Восточный экономический форум. Вопросы российско-корейского сотрудничества в рамках этого форума обсуждаются каждый год. Мы рады видеть присутствие корейского бизнеса в России, но хотелось бы, чтобы он оценил и те преимущества, которые сейчас создаются на Дальнем Востоке. Владивосток становится свободным портом, решаются задачи логистики, резиденты получают налоговые преференции и таможенные льготы. Все это может создать хорошую основу для того, чтобы наши связи вышли на совершенно новый уровень, и в этом регионе начали создаваться реальные производства.
Конечно, есть проблемы, которые создает северный сосед, не только для Республики Корея, но и для всей мировой стабильности. Решение этой проблемы позволило бы нашему двустороннему сотрудничеству выйти на совершенно новый уровень. На столе переговоров лежат уникальные проекты, такие как объединение железных дорог, строительство газопровода. Состоятся ли они – зависит от многих причин, от многих игроков на этой площадке. И хочется надеяться, что возобладает благоразумие.
Я убежден, что у нашего экономического сотрудничества благоприятные перспективы. Торгово-промышленная палата России и вся система наших палат, особенно палаты на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, рассматривают Корею как совершенно естественного и важного партнера. Мы знаем, что велись переговоры о возможности подписания соглашения о свободной торговле. У бизнеса, конечно, есть большие опасения. Оно могло бы сыграть важную роль, но нам надо менять структуру товарообмена. Чем больше конечной продукции из стран Евразийского экономического союза будет поставляться на рынок Республики Корея, чем больше будет создаваться цепочек добавленной стоимости, тем скорее мы сможем выйти на это соглашение.
У нас в Корее много надежных партнеров. Это – Корейское агентство содействия торговле и инвестициям (КОТРА), Корейская ассоциация международной торговли (КИТА), Федерация корейских промышленников, Корейская торгово-промышленная палата, с которой мы осуществляем неплохой проект.
Но есть препятствия. К примеру, мы хотели бы увеличить поставки продовольствия на корейский рынок. У нас сейчас большой потенциал поставок не просто сельхозпродукции, а экологически чистой продукции. Мы производим сою, становимся крупным экспортером зерна. Но мы сталкиваемся с существенными фито-санитарными и ветеринарными барьерами. Кроме того, есть различия в стандартах.
Корейский рынок очень сложный. В этой стране производят практически все, и успешно защищают свой рынок с помощью стандартов и технических требований. Проникнуть на него с несырьевым экспортом очень тяжело.
Кроме того, у нас разная бизнес-культура, и нашим бизнесменам было бы хорошо ее знать. Для начала научиться обмениваться визитными карточками. Вообще, надо набираться терпения, оно необходимо, если хотите успешно сотрудничать в Корее.
Препятствия всегда будут, но важно, что открываются новые возможности. К примеру, медицинский туризм в Корею начинает приобретать такие размеры, что уже начали забывать прежних лидеров: Израиль и Германию. И такие новые ниши появляются постоянно.

Беседовал Егор Владимиров
-0-   

Возврат к списку