Регистрация / Вход

Народные художественные промыслы – современный формат

01.04.2024 Народные художественные промыслы – современный формат

Заключительный вебинар «Народные художественные промыслы России и молодежь. Традиции страны и творческая (креативная) индустрия» из серии информационно-методических вебинаров для финалистов Всероссийской олимпиады студентов по направлению «Креативные индустрии» состоялся на площадке МИМОП

Ведущая вебинара, проректор МИМОП Полина Шашкова сообщила, что с финалистами олимпиады – участниками совместной образовательной программы МИМОП-МГИК запланировано знакомство на площадке ТПП РФ в рамках совместного заседания Совета ТПП РФ по финансовой-промышленной и инвестиционной политике на базе Комиссии по развитию креативных индустрий и Комитета по образованию и социальной политике, которое состоится 18 апреля.

Заявленную тему вебинара раскрыли двое спикеров. Первая - Елена Королева, руководитель Комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП Московской области, член Комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП РФ, Полномочный представитель Общенационального союза индустрии гостеприимства (далее – ОСИГ) в Центральном Федеральном округе и региональный представитель ОСИГ по Московской области. Вторым спикером стал Алексей Баранов, член Союза Дизайнеров России, руководитель направления по связям с индустриями Института бизнеса и дизайна, преподаватель креативных индустрий.

Елена Королева выказала радость от растущего в России интереса к народным художественным промыслам (далее – НХП) как в политической повестке, так и со стороны молодежи, и сделала подробный разбор кейса «Развитие Гжельского кластера и современный подход к НХП».

Гжель - один из самых узнаваемых символов России находится не далее, чем в 60 км от Москвы, в Раменском районе. Елена показала, как определенный НХП может быть современным, нравиться молодежи, превратиться в яркое предприятие – элемент креативной экономики и индустрии. «Гжель -  не только про старые традиции, но и про то, что вдохновляет сегодняшнюю молодежь и поэтому будет продолжаться», - отметила спикер.

В Раменском округе для сохранения опытных кадров и подготовки молодежи есть целая образовательная программа, которая начинается едва ли не с детского сада. На самом заводе работают несколько династий – носителей традиций, которые с удовольствием и передают свои знания. Сначала молодежи дают стандартный набор техник, но если кто чувствует, что ему ближе дизайн, уходит в центр дизайна. Если захватила сама роспись, то становится художником. Есть и другие варианты для развития своих способностей и талантов.

Операторы Гжельского кластера уже пошли дальше раздачи прибывающим туристам исторически сложившегося контекста. На мастер-классах художники не только рассказывают историю мазка. Если кто-то проявляет истинный интерес, можно идти учиться дальше. Частыми стали запросы от туристов задержаться подольше, чтобы, например, в индивидуальном режиме обучиться и самостоятельно создать для себя мебельный или другой интерьерный арт-объект. «Все это вырастает из индустрии гостеприимства в рамках Гжельского проекта. Именно так работает экономика впечатлений», - отметила Елена Королева и пригласила всех желающих посетить Гжель.

Представляясь, Алексей Баранов рассказал, что занимается промыслами давно, подчеркнув, как симптоматично, что креативная индустрия в настоящее время пытается себя осмыслить, закон о креативных индустриях привлек внимание к этой сфере и ожидается развитие креативных кластеров. «Само по себе ничего не может благополучно существовать, в том числе и народные художественные промыслы. Если ими не заниматься, они ветшают или исчезают вовсе», - подчеркнул дизайнер.

«Внимание, которое государство уделяет НХП очень важно. Потому что они представляют нашу необъятную страну, а это вопрос национальной индентичности и коллоссальный источник вдохновения для творческих людей. В частности, с точки зрения материалов: лен, береста, древесина... Все мы любим айфоны и пластик, но есть хотим из красивой посуды и спать на качественном льняном постельном белье.

Туризм оздоравливает экономику впечатлений, и НХП – мощный драйвер, яркий и насыщенный повод приехать в конкретный регион за каким-то явлением. Этим они сродни виноделию. В то же время, народные промыслы - очень трепетное явление, где много взрослых кадров, хранителей техник и традиций, которые всю жизнь с ними работали. Однако крайне важно, чтобы на предприятия приходила молодежь, потому что там интересно, хорошая среда и единомышленники. Приведу в пример Федоскино, где спрос превысил производственные возможности и предприятие было вынуждено привлечь выпускников Строгановки.

Молодые ребята, которые смотрят в сторону НХП, приобретают мощный источник для творчества и могут спать спокойно, потому что делают очень хорошее дело, в каком-то смысле сравнимое с работой врачей.

Также считаю важным не упускать аспект рассмотрения НХП с точки зрения ремесла. Крафтмены, искусные ремесленники, штучные мастера, а их много сегодня в России в разных сферах, очень любят осмыслять тему русского культурного кода, которая значима в нынешних условиях ухода западных брендов».

Серия вебинаров – это совместный проект МИМОП и Московского государственного института культуры при поддержке Комиссии по креативным индустриям Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике и Комитета ТПП РФ по образованию и социальной политике в рамках образовательной программы для участников Всероссийской олимпиады студентов «Я-профессионал» по направлению «Креативные индустрии».

Олимпиада проводится по разным направлениям подготовки: техническому, гуманитарному, естественно-научному, педагогическому, аграрному и медицинскому. В 2023-2024 году для участия в Олимпиаде зарегистрировалось 848 988 человек, в финале - 31 человек. География участников Олимпиады самая широкая от Балтийского университета до Сибирского федерального университета.

002 Гжель Слайд.jpg003 Вебинар НХП.jpg

Приходите на качественные учебные программы МИМОП, подписывайтесь на наш Телеграм-канал, https://t.me/MIMOP_tpp и сообщество в ВК @mimop2022, чтобы всегда быть в курсе современной образовательной повестки.

Пресс-служба АНО ДПО «МИМОП» ТПП РФ, Л. Хадиева

Возврат к списку