Регистрация / Вход

Инвесторы в поисках кадров

07.09.2017 Инвесторы в поисках кадров

Политика импортозамещения предполагает, что товары, которые еще недавно импортировались, будут производиться в России. Но новые производства потребуют новых специалистов, которых сегодня в стране большой дефицит. О том, как может повлиять нехватка квалифицированного персонала на стремление зарубежных предпринимателей открывать здесь производство новых товаров, мы беседуем с директором департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ Алексеем Вялкиным

-- Политика импортозамещения благоприятствует иностранным производителям, которые хотели бы открыть в России свое производство. В частности, это позволяет им обходить некоторые санкционные ограничения. Можно ли сегодня сказать, что застой в сфере инвестиций подходит к концу? В чем это выражается?

-- Действительно, падение инвестиций стало самой большой внутренней проблемой России последних трех лет. Темп их роста начал замедляться еще в 2011 году, в 2013 рост инвестиций прекратился, а с 2014 года начался стабильный спад. Тем не менее, по данным Росстата, инвестиции в основной капитал в РФ в 2016 г. сократились по сравнению с 2015 году на незначительные 0,9%. Прямые инвестиции составили 19 млрд долларов. Основными отраслями для инвестирования остаются производственный сектор, транспорт и связь, добыча полезных ископаемых.

Однако если говорить об инвестиционной активности иностранных инвесторов в нашей стране, то в 2015 году начался резкий рост количества проектов: зарубежные неофшорные инвесторы вложились в 201 производство. Этот показатель оказался одним из самых высоких за последние годы.

В феврале 2017 года Восточный комитет германской экономики и Российско-Германская внешнеторговая палата в 14-й раз провели опрос среди немецких компаний, ведущих бизнес в России, посвященный деловому климату в России. В нем приняли участие 190 компаний.

Как отметили респонденты, условия для предпринимательской деятельности в России на фоне оживления конъюнктуры в стране улучшились: почти половина опрошенных компаний отметила положительное или относительно положительное развитие бизнес-климата в течение 2016 года. 68% компаний с оптимизмом смотрят на перспективы развития российской экономики в 2017 году.

Положение опрошенных немецких компаний по сравнению с прошлым годом также улучшилось: треть из них охарактеризовала ситуацию с собственным бизнесом как хорошую или очень хорошую, 46% считают ее удовлетворительной, 63% рассчитывают на рост оборота в России в 2017 году.

Отрицательно на бизнесе в России в настоящий момент сказывается, в первую очередь, волатильность рубля, и пока все еще слабая конъюнктура. К этому добавляются ограничения в отношении импортных сделок и при оформлении разрешений при проведении тендеров на государственные закупки.

В качестве преимуществ российского рынка опрошенные компании называют его потенциал, шансы на рост оборота и доходов, а также потребности страны в модернизации. Готовность немецких компаний инвестировать средства в России также несколько выросла. Треть опрошенных компаний намерена в течение года вложить средства в свой бизнес в России. Но две трети опрошенных не планируют никаких капиталовложений в России в 2017 году (в 2016 году — 77%).

Основными регионами инвестиционной активности являются Москва и Санкт-Петербург, однако реализация нескольких новых инвестиционных проектов планируется также в Самаре, Краснодаре и Республике Татарстан.

Кстати, подавляющее большинство опрошенных (91%) желает отмены санкций: 49% опрошенных при этом выступают за их немедленную отмену, еще 42% – за поэтапную.

-- Предприниматели из каких стран наиболее активны в деле перевода производства в Россию? Какого рода эти производства? Можно ли говорить о том, что в результате в стране появятся технологии, которых ранее не было?

-- Крупнейшим иностранным инвестором в российскую экономику по-прежнему остается Западная Европа. И, несмотря на введение ограничений, а также непростую макроэкономическую ситуацию, число профинансированных этими странами проектов продолжает расти. Рост начался в 2015 году, когда инвесторы из стран Западной Европы, прежде всего из Германии, Франции и Италии, вложили средства в 106 проектов — это рекордный показатель с 2005 года. Традиционно зарубежные страны инвестируют в производство. Не стал исключением и прошлый год.

Сельское хозяйство, пищевую и фармацевтическую промышленность иностранные инвесторы называют самыми перспективными отраслями экономики. По оценкам экспертов ТПП РФ, далее по привлекательности находится машиностроение, на третьем — сектор ископаемых энергоносителей, который по-прежнему занимает в российской экономике сильные позиции. По сравнению с прошлыми годами теряет свои позиции отрасль информационных технологий и телекоммуникаций. К сожалению, пока малопривлекательна для инвестиций такая отрасль как электротехника.

Будем откровенны, российские предприятия медленно внедряют передовые технологии. Иностранные инвесторы тоже не спешат внедрять инновации, оправдывая это высокими страновыми рисками. Поэтому тема трансфера технологий как инструмента повышения инвестиционной привлекательности бизнеса является одной из важнейших в экономической повестке дня.

Мировая практика показывает, что именно предприниматели и бизнес-структуры играют ключевую роль в реализации стратегий инновационного развития своих государств в разработке и внедрении инноваций. В странах Евросоюза доля технологий, которые разрабатывают малые компании, составляет более 20% от всего промышленного производства. Продажи российской наукоёмкой продукции составляют всего 0,3–0,5% (по некоторым оценкам – 1%) мирового рынка. При этом структура расходов на НИОКР за последние 20 лет в России не претерпела значительных изменений: более 3/4 – бюджет и 1/4 – частный сектор, тогда как за рубежом пропорция обратная.

Не внушают оптимизма и другие показатели инновационной деятельности. В частности, доля произведенной российскими компаниями высокотехнологичной продукции гражданского назначения на мировом рынке составила всего 0,4%. При этом доля инновационно-активных российских предприятий составляет лишь около 10% без существенной динамики за последние годы

По результатам международного рейтинга «Глобальный индекс инноваций» (Global Innovation Index, GII) Россия в 2016 году заняла 43-е место. Конечно, исследования и разработки, поддержка малых предприятий — это инвестиции с высокими рисками, связанными с сильной конкуренцией и быстрым устареванием технологий. Поэтому здесь необходима поддержка как государства, так и компаний – лидеров отрасли через механизмы субконтрактации.

-- Но приход новых производств потребует рабочих и других специалистов новых профессий. В 90-е и «нулевые» годы западные инвестфирмы привозили специалистов в сфере финансовых услуг с собой, так как таких работников в России не было. Сможет ли сегодня российский рынок труда удовлетворить запросы новых производств?

-- Обеспеченность региона кадровыми ресурсами для потенциального инвестора — один из ключевых аргументов в пользу выбора территории под размещение нового предприятия или масштабирования уже существующего. Важны и сырье, и рынки сбыта и транспортная инфраструктура, однако инвестор, оценив эти критерии, задается вопросом: а кто будет работать на предприятии? И если ответ не ясен, он вынужден рассматривать другие варианты. Особенно в этом смысле щепетильны представители иностранного бизнеса, привыкшие продумывать все до мелочей и переставшие довольствоваться предложениями дешевой земли, доступного сырья и недорогих энергоресурсов.

Например, импортозамещение предоставило шанс на резкий подъем сельскохозяйственного производства. Но и здесь сказался фактор дефицита квалифицированных кадров в этой сфере. По нашим оценкам, их нехватка в сельском хозяйстве составляет около 90%, причем в ближайшее время этот дефицит вряд ли удастся восполнить: 95% выпускников сельхозвузов до сих пор идут работать не по специальности. Сегодня аграрному сектору требуются высококвалифицированные менеджеры и специалисты с опытом работы и глубоким знанием предметной области. Не найдя их на нашем рынке, работодатель готов их привозить из других стран и предлагать им огромные зарплаты. К сожалению, опыт работы в сельском хозяйстве не приобретается за 1-2 года, а смежных профессий, из которых могли бы прийти новоиспеченные аграрии, тоже нет.

Но не все так печально. Снова сошлюсь на опрос Восточного комитета Германской экономики и Российско-германской внешнеторговой палаты. Благоприятнее, чем в предшествующие годы, выглядит картина готовности немецких компаний к найму новых работников: 40% опрошенных компаний — а это вдвое больше прошлогоднего показателя — исходят из того, что в будущем они будут нанимать в России больше сотрудников. 55% намерены сохранить количество работников на нынешнем уровне. Всего 5% опрошенных планируют сократить персонал.

-- Каким образом палата отвечает этот на своего рода «инвестиционный вызов»? Какое место в этом отводится пулу сертифицированных менеджеров, формирование которого началось в регионах?

-- Как показал проведенный в 2016 году опрос предпринимателей, именно содействие привлечению инвестиций, как основа модернизации российской экономики, должно стать одним из основных приоритетов системы ТПП РФ.

Наш опыт содействия привлечению инвестиций в региональную экономику показывает, что на этапе знакомства с инвестором администрациям территорий необходимо руководствоваться тремя «не»:

• не делить инвестиции на крупные и незначительные или на важные и несущественные;

• не дать бюрократическим препонам задушить инвестиционный проект на его начальной стадии;

• не предлагать учесть в инвестиционных меморандумах любые обременения (например, обязательство по строительству детского сада).

Эти нехитрые правила дадут инвестору понимание, что успешная реализация проекта также важна и для региональной администрации.

Хотелось бы отдельно остановиться на одном из основных практических аспектах нашей работы – это поиск и продвижение региональных инвестиционных проектов. В этой работе мы стараемся использовать все возможности системы ТПП РФ. Из регионов заявки поступают в ТПП РФ, где с участием экспертов Департамента содействия инвестициям и инновациям и Научно-технического совета проводится анализ инвестиционного предложения.

При соответствии требуемым стандартам, предложение направляется в адрес сформированного пула инвестиционных компаний, фондов и банков. Таким образом, потенциальный инвестор получает только проекты, прошедшие поэтапную квалифицированную экспертизу, иными словами, не сырые проекты, а продукт первичной переработки. При этом наши коллеги просят обращать внимание, прежде всего, на риск-профиль инициатора проекта, показатели доходности на этом этапе не являются определяющими. А кто как не территориальная палата досконально знакома с предпринимательским сообществом своего региона и знает компетенции и биографии тех или иных проектных команд.

Мы работаем с проектами реального сектора экономики и в тесном контакте с деловыми советами, загранпредставителями ТПП РФ, ведущими государственными институтами развития (ГИР), содействуя им в работе по поиску и отбору такого рода проектов. Если говорить о цифрах, то без учета проектов, профинансированных ГИРами, инвесторам по итогам 2016 года передано 35 проектов из 162 поступивших.

Наш опыт дает основание утверждать о дефиците качественно проработанных проектов именно в сфере малого и среднего бизнеса. Очень часто представленные в ТПП РФ на рассмотрение проекты не включают расчеты окупаемости, сроки реализации, сумму требуемых вложений, анализ рынка.

Если же говорить о сотрудничестве с ВЭБом и, в частности, с создаваемым пулом сертифицированных менеджеров в регионах, то мы к такому взаимодействию готовы. У ТПП РФ есть действующие соглашения как с ВЭБом, так и с Агентством стратегических инициатив. Есть успешно налаженный механизм отбора, экспертизы и продвижения региональных инвестиционных и инновационных проектов, который может выступить той платформой, где мы совместно с уважаемыми институтами развития и сертифицированными менеджерами сможем «донастроить» инструментарий работы с проектными предложениями.

Поэтому наша общая задача – это содействие созданию такой предпринимательской среды, в которой найдут поддержку существующие инвестиционные и инновационные российские проекты и будут запущены новые. Эти проекты нужны российской экономике для обеспечения технологической независимости, а бизнесу - для повышения конкурентоспособности за счет использования отечественных высокотехнологичных решений.

Беседовал Егор Владимиров

-0- 

Возврат к списку