Регистрация / Вход

Входной билет в цифровые финансы

26.03.2018 Входной билет в цифровые финансы Биткойн не так страшен, как его представляют, хотя и не так прост, как привычные бумажные деньги. Его появление ознаменовало новую эру в мировых финансах. Возникла по-настоящему мировая виртуальная валюта, свободная от контроля национальных регуляторов. И сегодня во многих странах идет скрупулезное исследование этого феномена. О том, что сегодня представляет из себя криптовалюта, в интервью «Путеводителю российского бизнеса» рассказал главный аналитик Ассоциации ФинТех Иван Басов.

– В этом году Россия внезапно поменяла отношение к криптовалютам: абсолютное неприятие сменилось заявлениями о возможности использования этой технологии. Даже президент распорядился, чтобы в законодательство были внесены соответствующие поправки. Чем криптовалюты оказались привлекательными?
– Криптовалюта в первую очередь – это технология, несущая в себе существенный потенциал. России было бы опрометчиво применять к ней радикальные меры. Сейчас, насколько мне известно, речи нет о признании ее фиатными деньгами или расчетной единицей. Пока идут исследования зарубежного опыта в отношении криптовалют: как они влияют на экономику и как ее можно использовать, учитывая правовые особенности. Это - молодая технология, и достаточной статистики о ней нет. Многие страны заняли выжидательную позицию.

В России тон высказываний о криптовалютах изменился, но за этим стоит, видимо, общая ориентация на цифровизацию экономики, поскольку без инновационных технологий это сделать проблематично. Кроме того, страна оказалась в достаточно сложной экономической ситуации, и надо смещать акцент с экспортно-сырьевого профиля на цифровые товары и услуги. Это очень сложный и долгий путь, но за этим будущее.

– Ряд экспертов утверждают, что криптовалюта – это не деньги, так как у нее нет обеспечения, а скорее электронная ценная бумага, курс которой регулируется спросом. Так что же это?
– Что является денежной единицей, ценной бумагой или любым другим финансовым инструментом, определяет закон, а потом признают участники рынка. В России такого определения нет.

Участники мирового рынка признают ее единицей расчета, ее эмитируют или майнят, используют в качестве средства платежа, в нее инвестируют. Все, кто использует криптовалюты, признали некий свод правил, которые установил рынок.

Я бы отнес криптовалюты к цифровым активам. Если посмотреть в целом по количеству транзакций, то криптовалютой мало кто рассчитывается. Сейчас ее используют больше как инвестиционный инструмент.

Но ряд стран решили легализовать ее в какой-то форме. К примеру, в Японии криптовалюты признаны как платежное средство, в КНР это – неденежный цифровой актив, в Швейцарии – актив, а в Боливии и Эквадоре они в принципе запрещены.

– В основе криптовалют лежит технология blockchain, которая может быть использована и в других сферах, к примеру, для создания распределенных баз данных или регистрации имущественных и других прав. Но пока дело, по-видимому, не движется. В чем здесь сложность?
– Эту технологию можно применять в различных сферах, где она позволит упростить процессы, сократить затраты. Но в России есть две ключевые проблемы.
Во-первых, для реализации действительно серьезных проектов в финансовой, социальной или государственной сферах нужно решить вопросы безопасности как на киберуровне, так и в правовой сфере.

На текущий момент Ассоциация ФинТех разработала платформу «Мастерчейн», которая прошла соответствующую сертификацию и имеет российскую криптографию. Платформа на текущий момент проходит тестирование и первоначально рассчитана на финансовый сектор.
Во-вторых, существует проблема с наличием бюджета как для создания проектов, так и для их поддержания. Кроме того, нужна оцифровка существующей информации, которая зачастую существует только в бумажной форме. Например, депозитные сертификаты на данный момент могут выпускаться только в бумажном виде, напечатанные на бланке с установленными реквизитами.

Но то, что в России взят курс на цифровизацию, позволяет оптимистично смотреть в будущее. Актуальной видится модель ГЧП, которая позволит ускорить внедрение передовых решений, в том числе основанных на технологии blockchain.

В мире сейчас реализуется огромное множество проектов и решений, основанных на технологии blockchain. Например, Эстония активно внедряет эту технологию на государственном уровне, и результат уже виден: цифровизация дала ее экономике прирост в 2% ВВП.

– Эксперты утверждают, что все записи о криптовалютных платежах доступны, и всегда можно узнать «когда и сколько», но нельзя узнать «кто и кому». Этим пользуются, в частности, теневые круги. А возможно ли blockchain дополнить идентификацией?
– Возможно и такие примеры существуют. Возьмите тот же «Мастерчейн» или Corda – это закрытые системы для финансового рынка, основанные на блокчейн-технологии, но при этом одним из ключевых принципов является идентификация.
Если рассматривать системы blockchain в целом, в них основным принципом является децентрализованность и анонимность. Участники таких сообществ вряд ли согласятся на смену парадигмы. Но параллельно существуют варианты, которые сделаны «по закону» и работают «по закону».

– Свою электронную расчетную единицу намерены создать страны БРИКС. Возможно ли это и в какой перспективе? Подорвет ли это позиции мировых валют, которые сегодня используются для международных расчетов?
– «Намерены» звучит громко, корректнее сказать «рассматривают возможность». Криптовалюта – это технология, и было бы опрометчиво не рассматривать возможность ее применения с учетом особенностей. Такой подход является здравым, это – возможность повышения конкурентной составляющей, оптимизации процессов во взаимодействии между странами-участниками БРИКСа.
Сейчас в рамках БРИКС сделан упор на расчеты в национальных валютах, и для этих стран такой подход является принципиальным, поскольку уменьшается доля расчетов в долларах США.

– Несмотря на то, что криптовалюты у нас запрещены, работа с ними идет. Недавний дефицит видеокарт показал масштаб майнинга – эмиссии криптовалют – в нашей стране. А что можно ждать в будущем? Какое, на ваш взгляд, окажут криптовалюты на финансовую и другие сферы?
– На самом деле масштаба никакого нет. Основная масса криптовалют майнится в Китае, по разным оценкам – от 50% до 70%. В этом участвуют и физические лица.

А у нас это был «хайп»: все захотели попробовать, разобраться, что это такое. Средством дохода майнинг может стать только для единиц, поскольку действительно серьезная ферма требует серьезных финансовых вливаний.

На мой взгляд, криптовалюты окажут благоприятное влияние на формирование нового цифрового финансового пространства. В связи с появлением новых финансовых технологий очень важно регулировать не сами технологии, а подходы к ним. Если в правовой плоскости будут корректно определены подходы с учетом мнений рынка, то это может стать сильнейшим драйвером для цифровизации экономики, в которой все участники будут защищены от недобросовестных участников. Но важно помнить, что хуже нерегулируемого рынка может быть только сверхзарегулированный.

Я ожидаю, что при правильном подходе рынок станет более конкурентным, привлекательным и безопасным, что в свою очередь позволит привлечь зарубежных инвесторов.

Возврат к списку