Регистрация / Вход

Вдогонку за «цифрой»

13.04.2018 Вдогонку за «цифрой» Вдогонку за «цифрой»

Неожиданный приход цифровых технологий поставил российское законодательство в тупик. Назрел вопрос о переходе с «бумаги» на «цифру». Кроме того, потребовалось описать в законе бизнес-процессы, о которых еще недавно и помыслить не могли. Например, краудфандинг – целевой сбор в сети Интернет средств на реализацию какого-либо проекта, или майнинг – участие в поддержании распределенной платформы и получение криптовалюты.

Краудфандинг возник совсем недавно и стал хорошим источником средств для реализации небольших проектов, которым не просто получить более традиционное банковское финансирование.
Законопроект об альтернативных способах привлечения инвестиций был разработан группой членов Совета Федерации и депутатов Госдумы во главе с председателем думского комитета по финрынку Анатолием Аксаковым. Как отмечается в пояснительной записке, он призван регулировать отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определить правовые основы деятельности операторов инвестплатформ в сфере организации краудфандинга. 

Результатом оказания услуг по организации краудфандинга является передача денежных средств от инвестора лицу, привлекающему инвестиции, говорится в документе. Наряду с традиционными формами привлечения инвестиций, проект закона предлагает использовать такую форму, как приобретение токенов инвестпроекта, обозначающих определенные имущественные права, которые записываются на имя инвесторов в распределенной базе данных.
Законопроект допускает возможность использования смарт-контрактов, но определение «токенов» и «смарт-контракта» предполагается дать в отдельном федеральном законе, регулирующем отношения, связанные с цифровым имуществом.
Оператор инвестплатформы должен быть зарегистрирован в Банке России и включен в соответствующий реестр. При этом ему запрещено одновременно заниматься банковской деятельностью, за исключением деятельности организатора торговли, брокера, управляющего, депозитария или регистратора. Законопроект предусматривает определенные требования к минимальному размеру собственных средств оператора инвестиционной платформы. Документ содержит и ограничительные меры, направленные на защиту инвесторов.
Другой законопроект призван ввести в легальный оборот понятие «цифровой финансовой актив», а также определить, какие сделки с ними являются законными.
По словам замминистра финансов Алексея Моисеева, правовой статус и порядок регулирования оборота криптовалют в российской юрисдикции будет зависеть от позиции Банка России. В Минфине отмечают, что законодательство о цифровых финансовых активах может начать действовать уже в сентябре этого года.
Авторы законопроекта разрешают только один вид сделок, которые смогут совершать владельцы цифровых финансовых активов, под которыми понимаются криптовалюты и токены. Они вправе обменять их на рубли или иностранную валюту.
Проект закона дает определение цифровых финансовых активов, к которым относятся криптовалюта и токен, а также законодательно закрепляет новый вид договора, заключаемого в электронной форме - смарт-контракт, исполнение обязательств по которому осуществляется с использованием цифровых финансовых технологий. Согласно документу, криптовалюта и токен являются имуществом, определяя ключевые различия между криптовалютой и токеном на основе признака одного эмитента (токен) и множества эмитентов/майнеров (криптовалюта), а также цели выпуска. При этом законопроектом прямо устанавливается, что цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории РФ.
Кроме того, законопроект дает определения таких понятий, как цифровая запись и цифровая транзакция, а также закрепляет правовые основы для осуществления новых видов деятельности, к которым относятся деятельность, направленная на создание криптовалюты или получения вознаграждения в виде криптовалюты (майнинг), а также деятельность по подтверждению действительности цифровых записей в распределенном реестре цифровых транзакций (валидация).
Для снижения рисков владельцев цифровых финансовых активов при совершении вышеуказанных сделок и обеспечения соблюдения требований «антиотмывочного» законодательства все сделки должны осуществляться через операторов обмена цифровых финансовых активов, которыми могут быть только юрлица, которые осуществляют виды деятельности, определенные законами «О рынке ценных бумаг» и «Об организованных торгах».
По мнению первого зампреда Банка России Ксении Юдаевой, появление криптовалюты несет в себе ряд рисков, среди которых – нарушение прав потребителей и инвесторов, уход от налогов и отмывание доходов. В беседе с журналистами она высказалась за единый международный подход к регулированию криптовалют. По ее словам, участники встречи министров финансов и глав центробанков стран «двадцатки» выступили за продолжение мониторинга ситуации.

В рамках встречи подчеркивалось, что криптоактивы не являются валютами в общепринятом смысле слова, не несут стандартных функций валют. «В частности, как расчетное средство они в сотни раз менее эффективны, чем традиционные платежные системы, и являются ненадежным активом с точки зрения сохранения стоимости», – заявила К. Юдаева.
При этом она подчеркнула, что регулированию должны быть подвержены некоторые финансовые инновации, базирующиеся на новых технологиях. «При этом сами технологии имеют большой потенциал с точки зрения повышения эффективности и могут использоваться не только на финансовых рынках. Поэтому нужно способствовать их развитию», – указала она.

По материалам ТАСС

Возврат к списку