Регистрация / Вход

Российский франчайзинг: этапы большого пути

16.05.2018 Российский франчайзинг: этапы большого пути Российский франчайзинг: этапы большого пути

Каждая эпоха, каждый этап развития мировой экономики предлагают новаторские решения задач, связанных с ее эффективностью. Франчайзинг как прогрессивная модель ведения бизнеса родилась в первой половине ХХ века и уверенно завоевала доверие предпринимателей во всем мире. Статистика утверждает, что в настоящее время в России на предприятиях, созданных на основе франчайзинга, работают более полумиллиона человек. При этом число таких компаний в последнее время растет на 15% в год!

Как и многие экономические процессы, франчайзинг в России возник в конце 1980-х - начале 1990-х годов, когда в стране появились несколько отечественных компаний-франчайзеров. С появлением на российском рынке компании «Баскин Роббинс» в 1988 году франчайзинг в России активно продвигается вперед, предлагая свои решения и концепции развития.
Динамика прироста франчайзинговых компаний в нашей стране является одной из самых высоких в мире. Если десять лет назад компаний, развивающихся по франчайзингу, было около 350, то сейчас их более 1400. Это 450% прироста за десять лет. Сегодня российский франчайзинг объединяет около 55 тыс. компаний. В предпринимательском сообществе и среди органов власти подавляющее большинство признает, что франчайзинг – эффективный инструмент для начала успешного бизнеса.

Одним из ярких примеров российских франшиз стала сеть кофеен «Шоколадница». С 2006 года ООО «Галерея-Алекс» предлагает предпринимателям стать партнерами, заключив договор франшизы на открытие «Шоколадницы» в российских регионах, ближнем и дальнем зарубежье.
В конце 1990-х франчайзинговый проект запустила компания 1С. Фирма "1С" и ее партнеры прилагают совместные усилия для постоянного повышения качества обслуживания пользователей. Фирма "1С" разрабатывает типовую систему качества 1С франчайзи, которая позволяет даже небольшим фирмам организовать работу в соответствии со стандартом качества ISO 9001 и получить сертификат международного образца. Основатель и глава компании Борис Нуралиев в одном из интервью подчеркнул, что секрет «1С» заключается «в выстраивании бизнеса через партнеров».

Хорошо известны россиянам и успешны на рынке такие торговые марки, как Subway, Ростик’с/KFC, Росинтер (бренды «IL Патио» и «Планета Суши»), Мастерфайбр, SELA, Savage и др. Стоит упомянуть джобберские сети, среди которых одной из крупнейших является ТНК.
Многие российские франчайзеры имеют собственные и франчайзинговые объекты в других странах. В последние годы российские франчайзинговые бренды заняли прочное лидерство на российском рынке, на них приходится 67% всех работающих концепций.

Динамично развиваются российские франчайзинговые концепции: «Додо Пицца», сеть диагностических лабораторий «Инвитро», аптеки «Эвалар», федеральная сеть медицинских лабораторий «Гемотест», «Лабораторная служба Хеликс», сеть диагностических лабораторий «Инвитро» и многие другие концепции.
В 1997 году все участники российского франчайзинга создали Российскую ассоциацию франчайзинга (РАФ), ставшую важным органом, представляющим интересы предпринимательского сообщества. Российская ассоциация - член Всемирного совета по франчайзингу (World Franchise Council). За семь лет с 2011 года РАФ изменил действующее законодательство в области коммерческой концессии, поднял на новый уровень популярность франчайзинга, содействовал увеличению количества объектов, работающих по франшизе, более чем в 2,5 раза, создал разветвленную сеть представительств, запустил региональную программу развития франчайзинга, содействовал разработке ряда кредитных продуктов, а также повышению привлекательности российского рынка за рубежом. 

В 2016 году РАФ, будучи членом Всемирного совета по франчайзингу (WFC), на заседании совета в Джакарте добилась права проведения Всемирного совета – 2018 в России. Наряду с заседанием WFC в Москве пройдет Всемирный форум по франчайзингу и выставка Moscow Franchise Expo 2018.
Как отметила президент РАФ Агнесса Осипова: «Мы хотим продемонстрировать главам национальных франчайзинговых ассоциаций, руководителям Всемирного совета по франчайзингу, топ-менеджерам крупнейших франчайзинговых компаний потенциал и возможности российского франчайзинга, динамика развития которого, является одной из самых высоких в мире».
Быстрый рост франчайзинга в России во многом связан с формированием среднего класса, который готов инвестировать в самозанятость с использованием стабильного бренда. В частности, исследование PWC показало, что в России сформирована социальная база для такого развития: 91% молодых людей, рожденных между 1980 и 2000 годами, намерен жить лучше своих родителей, а 59% ради этого готовы заняться собственным бизнесом. 

Кроме того, франчайзинг – удобный инструмент, с помощью которого крупные фирмы распределяют риски и повышают устойчивость своей бизнес-модели. Бурный рост числа отечественных франшиз доказывает популярность этого инструмента у российских компаний.
Большую важность франчайзинга для развития российского предпринимательства отмечал глава Минпромторга Денис Мантуров. Выступая на Московском международном форуме по франчайзингу весной прошлого года, он отметил позитивную тенденцию увеличения доли франшиз, в том числе, отечественных брендов, которые охватывают 2/3 рынка. «Такие объемы и темпы роста позволяют говорить о большом потенциале для развития малого и среднего предпринимательства. А это – один из основных драйверов и возможность сбалансировать нашу экономику, которая, традиционно, имела перекос в сторону крупного бизнеса», - сказал он. 

Современная российская экономика нуждается в новых свежих решениях. Франчайзинг такие решения предлагает. Его модель предусматривает интересы всех участников бизнес-процесса, дает импульс развитию малого и среднего бизнеса, позволяет создавать новые рабочие места. Это только малая часть большого перечня задач, которые франчайзинг в состоянии решить в рамках программ по стабилизации экономики страны. 

Возврат к списку